Художественная ковка

Детская железная дорога: из прошлого в будущее

Суспільство | 13:23, 6.08.2020
 Поділитися

Поділитися в

Детская железная дорога: из прошлого в будущее

Детская железная дорога — особенная игрушка, которая вот уже более ста лет вызывает восторг у мальчиков и девочек. Об истории детской железной дороги и развитии этой удивительной игрушки рассказывают эксперты интернет-магазина «Будинок iграшок».

Первые паровозики

Первую железную дорогу проложили в 1825 году в Англии. И почти сразу кустари-ремесленники из немецкого Лейпцига стали мастерить деревянные паровозики и вагончики. Даже без рельсов такая игрушка покорила детей и взрослых.

В 40-е годы XIX века в Англии появились паровозики из железа. Делали их не для игры, а в качестве рекламы настоящей железной дороги. Идея понравилась английским аристократам. Для мини-вагонов проложили колею, и это стало любимым времяпрепровождением завсегдатаев джентльменских клубов Лондона и Ливерпуля. Хотя вагончики приходилось двигать вручную, популярность игрушечной железной дороги была такой, что она стала желанным подарком.

Самодвижущиеся игрушечные поезда появились в 1881 году, когда на ярмарке в Лейпциге продемонстрировали новинку от немецкой компании Marklin. Вагончики катились по рельсам, приводимые в движение встроенной в паровоз миниатюрной паровой машиной, работавшей на спирту. В 1891 году Marklin стандартизировала колею шириной 32 мм для совместимости с игрушками других производителей. Игрушечные железные дороги такого типа обозначили цифрой «0». Помимо «Марклина», лучшие мини-поезда стандарта «0» выпускали немецкая компания «Бинг» и английская «Бассет-Лоук».

ХХ век

В начале ХХ века детская железная дорога стала электрической и безопасной для детей. Прежний паровой двигатель мог взорваться, поэтому играть можно было только на улице и под присмотром старших. Благодаря миниатюрности электромоторов удалось уменьшить размер вагонов и перенести железную дорогу в помещение. Новый стандарт, предложенный немецкой компанией Trix в 1935 году, обозначили «Н0». Ширина колеи в нем составила 16,5 мм, а масштаб вагончиков — 1:87 (против 1:43,5 в марклинском).

Хотя игрушки стали одного размера, их отдельные элементы (сцепки, стыки, системы питания) отличались в зависимости от производителя. Единый стандарт для игрушечных поездов приняли в 1950-х годах, благодаря чему комплекты, сделанные на разных фабриках, стали совместимыми между собой. Теперь можно было дополнять стартовый набор новыми деталями от разных производителей. Еще через 10 лет появились игрушечные железные дороги стандарта «ТТ» с шириной колеи 12 или 9 мм, предназначенные для игры на столе.

«Железки» советского образца

В мини-железнодорожную гонку СССР вступил в 30-е годы, когда завод «Пресс» выпустил первую советскую детскую железную дорогу. Настоящий «паровозный бум» в Союзе начался после войны с появлением «Пионерской» железной дороги от завода «Прожектор» — гордости советской игрушечной промышленности. Игрушку выпускали в солидной фанерной упаковке, а весь набор, включавший рельсы, тепловоз, грузовые и пассажирские вагоны и элементы путейской инфраструктуры, весил несколько килограммов.

В 80–90-е годы игрушки этого типа выпускали фабрики «Огонек» и «Счетмаш», а также белгородский «Сокол».

Современный подход и взгляд в будущее

На современном рынке детских железных дорог представлено около 60 компаний из разных стран. Лучшими считаются игрушки из Германии, Англии, Швеции, Австрии, США и Японии.

Каждый производитель предлагает свои «фишки». У PIKO это богатство ассортимента и доступная стоимость. У японской Eishindo — миниатюрность (ширина колеи — 3 мм). У компании с вековыми традициями LIONEL — актуальный подход в виде мини-копии знаменитого «Хогвартс-экспресса», призванный завоевать сердца фанатов поттерианы. А Leaning Curve создала оригинальную «железку» для «пассажиров» от трех лет, выпустив копии мультяшных паровозиков из Чаггингтона.

Будущее детской железной дороги выглядит обнадеживающе. Это и усложнение путейской инфраструктуры, и увеличение вагонного парка, и расширение штата «сотрудников» и, конечно, переход на инновационные технологии и «цифру».

Детская железная дорога — игрушка вне времени. Поэтому это беспроигрышный вариант подарка детворы, а также их родителей.

Реклама

comments powered by HyperComments